Оценка ущерба после залива опытные эксперты
+7 (985) 137-81-22

Что делать, если Управляющая не выдаёт Акт о заливе?

Что делать, если Управляющая не выдаёт Акт о заливе?

ГЛАВНЫМ ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ при протечке является Акт о заливе, который обязаны составить и выдать сотрудники Управляющей компании. При наличии вины коммунальщиков они часто отказывают в оформлении этого важного документа, либо умышленно составляют его с ошибками, чем создают много проблем для потерпевшего.

Наряду с оценкой ущерба после залива, Акт потребуется для взыскания убытков с виновного лица в суде. Если Управляющая отказывает в выдаче документа, необходимо привлекать свидетелей и собирать альтернативные доказательства, главным из которых является заключение независимой технической экспертизы о причинах и виновнике залива.

Что делать при затоплении и как получить Акт о заливе?

ПРОТЕЧКИ В МНОГОЭТАЖКАХ – это обычное дело, в любой момент квартиру может затопить с потолка или от разрыва трубы внутри помещения. Виновником залива может быть сосед сверху, либо Управляющая компания (УК), которая халатно оказывает свои услуги и допустила протечку кровли, прорыв трубы отопления (водоснабжения) и др.

Особенно большие убытки возникают от залива горячей водой из системы отопления или горячего водоснабжения, либо при засорах канализации. Кроме ущерба, причинённого отделке помещения, поступление воды также может испортить дорогостоящую мебель и бытовую технику, которую необходимо правильно диагностировать и оценить.

После протечки важно быстро приступить к уборке и ремонту, но прежде необходимо найти виновное лицо, с которого можно будет взыскать расходы на восстановительный ремонт и покупку имущества. Зона ответственности определяется по расположению конкретных коммуникаций, на которых случалась авария и протечка воды.

Когда аварийная ситуация устранена и предотвращено поступление воды на объект, запланируйте проведение оценки залива квартиры. Также необходимо обратиться в Управляющую компанию с требованием для составления Акта о залитии, в котором указывается причина протечки и устанавливается ответственное лицо – виновник.

Сроки выдачи Акта о заливе по закону

ПОДАВАЙТЕ ОТДЕЛЬНУЮ ЗАЯВКУ на выдачу Акта о заливе, дополнительно к заявке об устранении аварии с протечкой. Разместить заявку можно в офисе Управляющей компании, по телефону, в личном кабинете на сайте (при наличии), либо телеграммой. Важно удостовериться в её регистрации, сохранить дату и входящий номер обращения.

Для Управляющей компании установлено несколько сроков для составления и выдачи Акта о затоплении. Всё будет зависеть от того, кто стал виновником аварийной ситуации, и в каком населённом пункте она произошла. При подготовке жалобы на отказ в выдаче Акта о заливе укажите один из нормативных актов, подходящих под ситуацию.

Вариант 1. Если в протечке виновна Управляющая компания

В таком случае следует руководствоваться п. 152 Постановления Правительства РФ № 355, принятого 6 мая 2011 года «Правила предоставления коммунальных услуг в многоквартирных домах». С момента первоначального обращения в аварийно-диспетчерскую службу и до составления Акта должно пройти не более 12-ти часов.

Вариант 2. Залило по вине собственника квартиры или квартирантов

В такой ситуации норма о 12-ти часах не действует. Жителям Москвы следует руководствоваться Приложением № 2 Приказа № 55-48/1 Управления городского заказа Московского Правительства и Управления ЖКХ и благоустройства Правительства Москвы № 5-37/1, изданного 12.03.2001 года.

Эти документы устанавливают общий порядок действий при проведении ремонта, связанного с повреждением жилого помещения. Акт в таком случае составляется в 3-х дневный срок в присутствии владельца жилья в трёх экземплярах – один для потерпевшего, второй – для виновника, третий – для Управляющей компании.

На документе должны быть проставлены подписи всех присутствующих во время осмотра помещения лиц, а также зафиксирован причинённый жилплощади имущественный ущерб. Попросите также внести в акт перечень пострадавшего движимого имущества. После составления его утверждает и подписывает руководитель Обслуживающей компании.

Если сотрудники Управляющей организации уверены, что залитие произошло по не по их вине, и находится в зоне ответственности соседа сверху, Фонда капитального ремонта, либо Застройщика, то они без особых задержек посещают квартиру и составляют Акт. Проблемы начинаются, когда в протечке виновна непосредственно УК.

Что делать, Управляющая отказывает в выдаче Акта о заливе?

ЕСЛИ ПОСЛЕ ЗВОНКА Управляющая не прислала работников для фиксации залива, направьте письменную просьбу на юридический адрес организации, либо иным официальным способом (личный кабинет, диспетчерская и др.). До этого обязательно сфотографируйте и снимите на видео все повреждения стен, потолка, пола, мебели и техники.

В сложных случаях пригласите эксперта для составления строительно-технического заключения, он обследует помещение установит и зафиксирует виновника затопления. Также нелишним будет составить свой Акт о залитии с независимыми свидетелями, без присутствия должностного лица от Управляющей компании (Альтернативный акт о заливе).

В Альтернативном акте необходимо указать:

    - дату, время и место составления;

    - информацию о собственниках затопленной квартиры;

    - описание факта и обстоятельств протечки;

    - реальные причины и виновников залива;

    - описание имущества, которое повреждено;

    - сумму причинённого вреда, если её уже установил оценщик;

    - подпись собственника квартиры и свидетелей.

В акте необходимо отметить, что представитель Управляющей организации был должным образом извещён о времени и месте проведения осмотра, но не явился, либо отказался от подписи. К акту нужно приложить просьбы в УК о составлении Акта о заливе, которые были проигнорированы, с документами об отправке и уведомлением о его получении УК.

Стимулировать руководителя Управляющей организации к выполнению своих функций по осмотру помещения и составлению Акта о залитии может подача жалобы в Жилищную инспекцию города, которая имеет возможность накладывать персональные штрафы на директора за нарушение законодательства, а компания может лишиться лицензии.

Проведение независимой технической экспертизы

ПРИ ОТКАЗЕ В ВЫДАЧЕ АКТА не затягивайте с проведением независимой строительно-технической экспертизы, которая установит виновника аварии. О дате и времени проведения экспертизы письменно известите руководителя УК. Эксперт должен иметь разрешительные документы (СРО и аккредитацию) для проведения исследований.

Причина залива определяется при осмотре объекта с учётом применения экспертом действующих СНиПов (2.04.01-85, 3.05.01-85, 2.03.13-88), ГОСТов (3262-75, 5272-68), правил и норм, разработанных для оценки физического износа здания, содержания общедомового имущества и технической эксплуатации жилищного фонда.

В процессе проведения экспертизы специалист, используя специальные приборы и технические средства:

    - производит замеры и обследование объекта;

    - анализирует состояние кровли, систем водоотведения, отопления и канализации;

    - выявляет наличие технических дефектов;

    - исследует повреждённые участки, вышедшее из строя оборудование;

    - фиксирует нарушение строительных норм и правил при строительстве;

    - выявляет нарушения в процессе монтажа коммуникаций и оборудования;

    - определяет нарушения правил эксплуатации санитарно-технических систем.

Техническое обследование объекта позволяет зафиксировать технические проблемы и сделать выводы о причинах протечки или прорыва коммуникаций. Выводы эксперта об установлении конкретных виновников коммунальной аварии будут являться альтернативным доказательством при отказе УК в выдаче Акта о затоплении.

Независимая оценка ущерба после залива

ДЛЯ ВЗЫСКАНИЯ УБЫТКОВ С ВИНОВНИКА, помимо Акта о затоплении (или технической экспертизы), потребуется калькуляция ущерба от независимого оценщика по заливам. Заключение об оценке расходов после протечки потребуется, чтобы обосновать в суде денежный эквивалент причинённых помещению убытков.

В основе заключения эксперта-оценщика будет сумма ущерба, которая понадобится для выполнения ремонтных работ с приобретением отделочных материалов, повреждённой мебели и бытовой техники. Именно на основании этой суммы определяется цена иска при подаче в суд, от которой будет зависеть расчёт суммы госпошлины.

Оценочная методика, установленная Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 21.08.2019 № 1082, предусматривает взыскание с виновника залива через суд не только испорченные водой отделочные материалы, но также:

    - бытовую технику, которую нужно ремонтировать или полностью менять;

    - пострадавшую и не поддающуюся восстановлению мебель;

    - перегоревшую от замыкания проводку и вышедшие из строя электроприборы;

    - дорогостоящие предметы интерьера (картины, панно, мозаику, композиции);

    - услуги по дезинфекции, просушке и антигрибковой обработке;

    - расходы на доставку и подъём материалов до квартиры;

    - расходы по вносу-выносу мебели при проведении ремонта;

    - расходы на вывоз мусора по количеству кубов.

После того, как Заключение об оценке ущерба от залива подготовлено, необходимо предъявить его виновному лицу для добровольного возмещения вреда (досудебный порядок решения спора). Если сумма убытков небольшая, есть шансы на подписание соглашения о добровольном возмещении ущерба, причинённого заливом квартиры.

Подобное предложение о заключении мирового соглашения при заливе рекомендуется сразу оформлять в форме официальной претензии. В этом случае вместе с требованием направляются копии Акта о заливе, заключения оценочной и технической экспертизы (если Управляющая не выдала потерпевшему Акт о затоплении квартиры).

Куда жаловаться, если УК не выдаёт Акт о заливе квартиры

ЕСЛИ ЗАКОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ о составлении документов игнорируются, отказ в выдаче Акта о заливе можно обжаловать в Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) в соответствие со ст. 20 Жилищного кодекса РФ, а также п. 161 «Правил контроля за правомерностью качества и порядка оказываемых пользователем ЖКУ».

Подать письменную жалобу за отказ Управляющей компании оформить Акт о причинах и последствиях протечки можно в соответствии со ст. 7 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Кроме этого, изложить свои претензии можно в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 59-ФЗ во время личного приёма в офисе ГЖИ.

Если контролирующий орган по результатам проверки убедится, что в действиях Управляющей компании имеются нарушения, виновное лицо, которым является руководитель, в соответствии со ст. 7.23.3 КоАП РФ будет привлечено к административной ответственности в виде штрафа или временной дисквалификации.

Если Государственная жилищная инспекция после рассмотрения заявления потерпевшего лица установит, что в действиях Управляющей компании нет нарушений, но подателя жалобы такой ответ не устроит, опротестовать выводы УК и ГЖИ можно будет не только в вышестоящей инстанции – Министерстве строительства и ЖКХ, но и в Прокуратуре.

Жалоба в Прокуратуру будет наиболее эффективной мерой, т.к. в случае явного нарушения прав потребителей коммунальных услуг, прокурор обязан вынести акт прокурорского реагирования и обязать Жилищную инспекцию пересмотреть своё незаконное необоснованное решение с отказом в удовлетворении жалобы.

Подготовка и подача претензии по заливу

ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ ОЦЕНОЧНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ о размере ущерба в квартире от залива подготовьте и направьте письменную претензию виновной стороне. В требовании подробно изложите обстоятельства протечки и потребуйте от виновника возмещения причинённого заливом материального и морального вреда.

Претензия составляется в двух экземплярах, к ней прикладывается копия оценки, Акта о заливе или заключения технической экспертизы (если задержали выдачу Акта). Претензию следует направить официально – ценным письмом с описью вложения, нарочно в руки, либо курьером, с документами о подтверждении отправки.

Самый быстрый вариант – отнести претензионное письмо со всеми приложениями в офис Обслуживающей компании, Застройщика, Фонда капитального ремонта, либо в квартиру виновному в затоплении лицу. На втором экземпляре претензии попросите адресата сделать отметку о её принятии к рассмотрению.

Если виновник отказался принять претензию, направляйте её почтовым или курьерским отправлением. Как только Вы получили уведомление о принятии жалобы, у виновника будет 10 дней, чтобы подготовить и предоставить потерпевшему мотивированный ответ о согласии или об отказе в возмещении материального вреда.

Взыскание ущерба от залива через суд

ПРИ ОТКАЗЕ В ПРЕТЕНЗИИ готовьте исковое заявление в суд. Если виновник не получает требование на почте, отправление будет храниться в отделении один календарный месяц, после чего досудебный порядок считается соблюдённым и появляется право на принудительное взыскание убытков (ст. 3 ГПК РФ).

Если Управляющая компания отказала в выдаче Акта о заливе и в добровольном удовлетворении требований потребителя, госпошлину при подаче иска платить не требуется. Если в протечке виновны соседи сверху, либо Фонд капитального ремонта, госпошлина рассчитывается в соответствие со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

Если исковые требования будут удовлетворены, Управляющая компания (а также Застройщик), кроме компенсации материального и морального ущерба, заплатит предусмотренную законом неустойку, а также штраф 50 % от общей суммы ущерба за несоблюдение досудебного порядка решения конфликта – п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей.

Для заказа оценки ущерба после залива и получения грамотной юридической помощи, свяжитесь с нашими специалистами по телефону +79250448831, в мессенджерах WhatsApp, либо Telegram, а также ВКонтакте.



Возврат к списку