Оценка ущерба после залива опытные эксперты
+7 (985) 137-81-22

Что делать, если прорвало батарею и затопило квартиру?

Что делать, если прорвало батарею и затопило квартиру?

ОТ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ в квартире никто не застрахован. Прорвать батарею может по разным причинам. Например, из-за резкого повышения давления в трубах или износа коммуникаций. Потечь радиатор может даже летом, так как внутри системы находится теплоноситель. Из-за этого может затопить соседей, и они вправе требовать компенсацию.

Разобраться, кто отвечает за сохранность системы отопления, сложно – судебную практику коммунальщики сильно прогнули под свои интересы. Вместе с тем, Управляющая компания (УК) должна обслуживать и ремонтировать общедомовое имущество, а собственник отвечает за коммуникации, которые находятся в его квартире.

Зона ответственности при протечке радиатора отопления

К ОБЩЕМУ ИМУЩЕСТВУ относятся стояки центрального отопления, запорная арматура и другие элементы трубопровода. Однако есть некоторые нюансы. Классическая система отопления предполагает вертикальное размещение разводки. За неё полностью отвечает УК, и дважды в год слесари должны проводить проверку оборудования.

В новых домах чаще используют лучевую разводку. При ней стояки находятся вне квартир и от них уже делают внутриканальную разводку к радиаторам. В этом случае УК отвечает за всё, что находится вне жилых пространств. За сохранность подводов и радиаторов отвечает собственник, включая скрытые в стяжке или стенах участки.

Есть некоторые исключения. Например, собственник самовольно заменил радиаторы. При этом даже если Управляющая компания не исполняет свои обязанности, в большинстве случаев вина за прорыв будет возложена на владельца квартиры. Также будут прекращены обязательства Застройщика, если не истёк гарантийный срок – 3 года с момента постройки.

Если у каждой батареи есть индивидуальный кран, который прекращает подачу теплоносителя, то это считается индивидуальной системой отопления. Ответственность за её сохранность и трубы после вентиля несёт собственник. Однако сам кран считается имуществом Управляющей компании, и именно она должна его ремонтировать и заменять.

Пошаговая инструкция для тех, кто столкнулся с прорывом батареи

ЕСЛИ С ПОТОЛКА ИЛИ В КВАРТИРЕ ЛЬЁТСЯ ВОДА, нужно сразу звонить в аварийную службу. Обычно в Управляющей компании есть круглосуточный номер для приёма заявок. Необходимо описать проблему и указать, откуда течёт вода. Диспетчер обязан зафиксировать информацию и передать её слесарю аварийной бригады.

Затем нужно подняться к соседям или связаться с ними по телефону. У протекшей батареи могут быть краны и их следует перекрыть — это снизит объём ущерба. Важно помнить, что прорыв радиаторов отопления часто сопровождается повышенной температурой и давлением теплоносителя – будьте аккуратны, не получите ожоги!

Аварийная служба должна отреагировать на заявку в течение получаса. В случае нарушения нормы Управляющая компания будет нести дополнительную ответственность (если это получится доказать). Чаще всего слесарь сначала перекрывает работу стояков отопления и только потом приступает к поиску течи, — это помогает снизить ущерб.

Важно сразу зафиксировать факт залива квартиры. Для этого необходимо собрать комиссию. Она состоит из представителей Управляющей компании. Обычно это техник, инженер и секретарь. Они осматривают квартиру и фиксируют все повреждения в специальном Акте о заливе, где указываются причины и последствия прорыва батареи.

Нельзя игнорировать необходимость вызова комиссии. Не имеет значения, где именно прорвало батарею, и кто является виновником. На данном этапе важно зафиксировать сам факт повреждений в квартире вследствие залива. Если УК отказывает в выдаче Акта, потребуется проведение независимой строительно-технической экспертизы.

Акт о заливе при прорыве батареи

ВАЖНО ПРАВИЛЬНО СОСТАВИТЬ АКТ о протечке. Если виновником является УК, то с большой долей вероятности представитель будет пытаться снизить ущерб. Желательно фотографировать все дефекты: пузыри на обоях, вздувшийся паркет, деформированную мебель и т.п. Снимки будут доказательством нанесённого ущерба.

В Акте указывают подробное описание каждого повреждённого объекта или поверхностей – полов, стен, потолков. Обязательно отражается причина прорыва и выявляется виновник случившегося. На документе ставят печать УК, подписи членов комиссии и собственника квартиры. Сделать Акт нужно в течение 12-ти часов.

У документа нет утверждённой законом или судебной практикой формы, и каждый может добавить в него значимые пункты. Самое главное – максимально подробно описать каждое повреждение. Следует вписывать любые мелочи - подтёки на стыках обоев, разводы, пятна, деформации и отслоения отделочных материалов.

Если заливом затронута бытовая техника и установленная в квартире мебель, это в обязательном порядке указывают в Акте. Важно следить за тем, чтобы представители УК указали площадь повреждений и испорченные материалы. Перед подписанием Акта важно проверить правильность и полноту его заполнения, при необходимости в документ можно внести замечания.

Иногда бывает так, что комиссия не собирается. В этом случае на юридический адрес Управляющей компании нужно отправить заказное письмо с уведомлением о вручении. Документ должен содержать дату и время проведения осмотра. Если УК проигнорирует приглашение, Акт составляется самостоятельно со свидетелями и проводится экспертиза.

Иногда представитель компании настаивает на заочном осмотре. От него следует категорически отказаться. Это приведёт к тому, что большинство дефектов не будет учтено. Кроме того, это лишит потерпевшего возможности ссылаться на свидетельские показания и избежать фальсификации документов со стороны УК.

Акт о причинах и последствиях залива составляется в трех экземплярах. Один - для Управляющей организации, второй для виновника, третий для пострадавшей стороны. Для калькуляции убытков потребуется заказать оценку ущерба. Представители Управляющей компании только осматривают помещение, но не делают расчёты.

Варианты решения проблемы при протечке радиатора

КОГДА ВИНОВНИК ЗАЛИВА УСТАНОВЛЕН, можно пробовать договариваться со сторонами конфликта – потерпевшим и виновником разрыва батареи. Например, можно показать отчёт от оценщика соседу и предложить ему без суда выплатить сумму ущерба, если в протечке виновен собственник квартиры сверху, либо его квартиранты.

В ряде случаев люди соглашаются и готовы под расписку отдать деньги на осушительные работы и восстановительный ремонт. Гораздо сложнее договориться с Управляющей компанией, если виновник она. Иногда всё же удаётся договориться, после чего оформляется письменное соглашение о сумме ущерба, порядке и сроках выплат.

В случае, когда виновник отказывается устранять последствия залива, потребуется обращаться в суд. Перед подачей искового заявления обязательно отправляется досудебная претензия. В ней указывают основные претензии, сумму ущерба и реквизиты для оплаты в пользу пострадавшего от залива из радиатора лица.

К досудебному требованию, также, как к исковому заявлению, обязательно прикладывают копию Акта о затоплении, отчёта оценщика, фотографии (если они есть). Претензию отправляют заказным письмом с уведомлением о вручении. Обязательно сохраняют квитанцию об отправке документа – это также является доказательством по делу.

Обращение в суд при протечке батареи

ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ В СУД составляется исковое заявление о взыскании ущерба. К нему прикладывают пакет документов. Чем больше доказательств, тем выше вероятность положительного рассмотрения дела. Время заседания ограничено, и лучше подготовить убедительные аргументы, обратившись за консультацией к юристу по заливам.

При подаче иска важно соблюдать требования процессуального законодательства, чтобы заявление было принято к рассмотрению без задержки. Приложения должны подтверждать обстоятельства дела и оправданность суммы ущерба. Стоит внимательно отнестись к сбору доказательств, иначе в удовлетворении требований будет отказано.

Через суд можно добиться от виновника не только возмещения основного материального ущерба по квартире, офису, магазину или складу, но также компенсации затрат на проведение технической и оценочной экспертизы, наём юриста и прочие расходы. В том числе, пострадавшая сторона вправе заявить о моральной компенсации.

С виновника-Управляющей компании можно также взыскать штраф по Закону о защите прав потребителей до 50 %. Когда суд удовлетворит требования, то останется получить решение, исполнительный лист и обратиться за взыскания средств с виновника. После чего остаётся только ждать перечисления средств на банковский счёт.

Для заказа оценки стоимости убытков после залива и получения юридической помощи, свяжитесь с нашими специалистами по телефону +79250448831, в мессенджерах WhatsApp, Telegram или ВКонтакте.



Возврат к списку