Что делать, если затопило магазин с товаром?

Что делать, если затопило магазин с товаром?

БОЛЬШИЕ РАСХОДЫ приносит владельцу магазина затопление торгового помещения вместе с мебелью, оборудованием, техникой и товаром. Восстанавливать имущество заново очень сложно, потребуется вкладывать огромные деньги в бизнес. При этом вынужденный простой магазина также приносит убытки.

Столкнуться с подобной проблемой могут как владельцы коммерческого здания, так и арендаторы. От залива после ливня, дождя, таяния снега, прорыва отопления могут пострадать подвальные помещения жилых домов, магазинчики на первых этажах многоэтажек или внутри больших торговых центров.


Кто считается виновным в заливе?

ВИНОВНИКАМИ могут выступать коммунальные службы, Управляющие компании, Застройщик. Это могут быть такие же владельцы бизнеса этажом выше, либо обычные жильцы многоквартирного дома. Виновник должен выплатить компенсацию, которая определяется оценкой пострадавшего имущества.

При этом совершенно неважно, что стало причиной: порыв трубы, засоренная канализация, рванувшая отопительная система или банальная халатность. Управляющая компания должна составить Акт о заливе. При нерасторопности Управляющей, экспертиза причин залива поможет быстро установить виновника.

Задача пострадавшего – найти виновное лицо и предложить ему заключить добровольное соглашение о выплате компенсации без обращения в суд. По статистике, чаще всего имущество магазина и товар затапливает водопроводной водой и канализационными стоками, судебная практика в этом случае знает несколько виновников:

  • коммунальщики, не проверившие своевременно трубопроводную систему, вследствие чего произошёл разрыв трубопровода;

  • торговый центр, где арендуется помещение под магазин (если в арендном договоре прописано обязательство ТРЦ следить за состоянием трубы);

  • сосед сверху, если он некачественно произвёл ремонтные работы в своей квартире, коммерческом помещении, либо допустил халатность.

Уведомите арендодателя о заливе

ПЕРВОЕ, О ЧЁМ СЛЕДУЕТ ПОЗАБОТИТЬСЯ – это уведомление о произошедшем арендодателя, который является собственником торгового центра, магазина или склада. Он должен приехать и лично осмотреть недвижимость, а также зафиксировать происшествие вместе с Управляющей компанией.

Сообщать о случившемся следует так, чтобы на руках осталось доказательство. Это не может быть телефонный звонок, сохранённый в журнале вызовов или сообщение, необходима отправка письма курьером или телеграмма. Доказательство понадобится, если арендодатель виновен в затоплении имущества.

В уведомлении максимально подробно опишите ситуацию:

  • суть происшествия и уровень затопления, например, залило электрику, вода на полу, подтёки на стенах, потолке и т.д.;

  • просьбу как можно скорее приехать для личного осмотра, вызвать коммунальные службы, независимых оценщиков и пр.;

  • негативные последствия для арендодателя, если он не выполнит просьбу, не зафиксирует происшествие и не оформит документы;

  • дата и время обнаружения залива, обстоятельства, при которых он произошёл, источник поступления воды в магазин или склад;

  • должность, инициалы человека, который стал свидетелем затопления, контакты уполномоченных сотрудников;

  • индивидуальная подпись предпринимателя, печать юридического лица – арендатора магазина или офисного помещения.

Излагать всё настолько подробно в момент протечки нет времени, нужно позаботиться о товаре и уборке воды. Поэтому Вы всегда можете воспользоваться шаблоном извещения, который мы размещали в статье «Как направить уведомление о заливе?». Если аварийная ситуация произойдёт, останется внести только детали.

Вызывайте коммунальную службу

КОММУНАЛЬЩИКИ отвечают за поддержание инженерных систем в исправном состоянии и обязаны реагировать на экстренные вызовы. Если произошёл залив из системы отопления, канализации, водоснабжения и др., необходимо как можно быстрее обратиться в ЖЭК, ТСЖ, ДЭЗ – Вашу Управляющую компанию.

После приезда специалисты перекроют воду, устранят протечку и зафиксируют факт затопления. После чего проводится служебная проверка, в ходе которой определяется, кто виноват в происшествии. Главное, чтобы за зданием была официально закреплена эксплуатирующая организация с лицензией.

Если Вам неизвестны контакты обслуживающей организации, позвоните в городскую диспетчерскую службу. Контактные данные могут быть в счетах об оплате ЖКХ, на информационных стендах в ТЦ, на сайте жилого комплекса. Обслуживающая компания и собственник здания обязаны реагировать на заявления о протечках.

Когда у здания отсутствует эксплуатирующая служба – Управляющая компания, по всем вопросам ликвидации протечки и составления Акта о затоплении необходимо обращаться к владельцу помещения. Если возникают конфликтные ситуации с виновниками залития, подготовьтесь и получите консультацию юриста.

Составьте акт осмотра помещений

ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ компенсации ущерба потребуется Акт о заливе. Этот документ необходим при судебных разбирательствах. Благодаря ему можно доказать вину ответчика и подтвердить все убытки, которые понёс магазин, включая отделку, оборудование и товарные запасы.

Акт подписывается комиссией, в которую обязательно входят представители коммунальной службы, проводящей осмотр затопленного помещения, потерпевшие и виновник затопления. При составлении документа без заинтересованных лиц, суд может отказать в принятии Акта как доказательства.

Если затопили магазин в жилом доме, и пострадал товар, следует для составления Акта пригласить арендодателя и виновника потопа. Акт составляется в свободной форме, заполняется сотрудником коммунальной службы или любым участником осмотра. Важно, чтобы в Акте о заливе содержались важные данные:

  • название аварийной службы, ФИО руководителя;

  • данные всех участников осмотра;

  • адрес затопленного магазина;

  • характеристики помещения;

  • дата обнаружения протечки;

  • причина возникновения течи;

  • виновник происшествия;

  • какие повреждения причинены заливом;

  • подпись сотрудника и печать коммунальной службы;

  • подписи всех членов комиссии.

Пригласите независимого оценщика

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА ущерба после залива укажет, какие убытки понёс магазин и Ваш бизнес. Детальный осмотр помещений экспертом и в последующем - Заключение с точным расчётом. В документе специалист описывает повреждения имуществу и оценивает, в какую сумму обойдётся возмещение ущерба.

Оценочное заключение является основанием требовать необходимую сумму с виновника на восстановление торговой площади, закупку нового товара, ремонт техники. Оно предоставляется в суде в качестве доказательства размера убытков и содержит расчёты, основанные на рыночной стоимости имущества.

Чтобы заключение было легитимным и достоверным, важно обращаться к специалистам, являющимся членами саморегулируемой организации профессиональных оценщиков. Членство легко устанавливается через официальный сайт Ассоциации «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет».

Что должно указываться в акте, составленном экспертом:

  • наименование оценочной организации, реквизиты, юридический адрес;

  • адрес залитого магазина, подлежащего осмотру;

  • наименование, ИНН и другие данные пострадавшей организации;

  • текстовое описание повреждений с прилагающимися фотоматериалами;

  • оценочная стоимость повреждённого имущества, залитого товара;

  • оценочная стоимость ремонта затопленного помещения;

  • обоснование предоставленных расчётов, нормативы, методики.

Оценщику будут полезны сохранившиеся чеки на покупку мебели и оборудования для магазина. Для оценки товара помогут накладные на закупку, которые предоставляются эксперту. Специалист может попросить сведения бухгалтерского учёта организации с данными о продукции и имуществе.

Остальные вещи оцениваются по средней рыночной стоимости. Что касается оценки техники после залива, то дополнительно к оценке будет нелишним обратиться за диагностикой в сервисный центр, где специалисты рассчитают цену ремонта или подтвердят тот факт, что оборудование не подлежит восстановлению.

Если от залива пострадал магазин, важно описать весь ущерб, учитывая малейшие детали. Оценщик должен в отчёте отметить все испорченные окна, двери, проёмы, мебель. Если повредилась внутренняя отделка, это также указывается (отслоились обои, вздулся ламинат, поднялась краска и т.д.).

На какую компенсацию можно рассчитывать?

ПОСЛЕ ЗАТОПЛЕНИЯ МАГАЗИНА в подвале, на первом этаже жилого здания или в ТРЦ, первое, что необходимо сделать, – доказать факт нанесённого ущерба и установить виновника протечки. Доказательством вины будет являться Акт о затоплении, либо строительно-техническое заключение независимого эксперта.

Оценка ущерба определит размер убытков имуществу от залития. Возмещение должно полностью покрывать причинённый ущерб, окупать стоимость торгового оборудования, отделки, товаров. Фиксированной суммы в данном случае не существует, всё, что повреждено водой, подлежит исследованию.

Суд по заливу относит к убыткам:

  • любые финансовые расходы, необходимые для закупки новой продукции и восстановления помещения в целом;

  • стоимость всех испорченных товаров, торгового и складского оборудования, отделочных материалов, офисной техники;

  • доходы и упущенную прибыль, которые пострадавшее лицо теряет от простоя после затопления магазина или склада с товаром;

  • расходы потерпевшего лица на проведение независимой оценки, технической экспертизы и помощь юриста по заливам;

  • расходы пострадавшей стороны на клининговую уборку помещения, просушку и антигрибковую обработку имущества.

Судебная практика по возмещению ущерба при заливе магазина показывает, что предприниматель или юридическое лицо может получить полную компенсацию по подсчётам оценщика. Если, например, испортилась бытовая техника на 1 миллион рублей, то именно на эту сумму может рассчитывать пострадавший.

Для заказа оценки стоимости убытков после залива и получения юридической помощи, свяжитесь с нашими специалистами по телефону +79250448831, в мессенджерах WhatsApp, Telegram или ВКонтакте.



Возврат к списку